Главная
Диагноз
- вменяема Статьи
Символ Франции Изабель Аджани неумолимо
взрослеет. Французы стали подумывать о достойной смене. Взоры обратились к Софи
Марсо. Молода, хороша собой, талантлива. И главное - не ломает излюбленный
образ сексапильной парижанки с челкой до бровей, десятилетиями взращиваемый
национальным киноэкраном. Словом, кандидатура - в десятку. Если бы не характер…
Ее репутация
В прошлом году на съемочную площадку фильма
"Маркиза" по требованию режиссера Веры Бельмон вызвали психиатра.
Освидетельствовать на предмет вменяемости исполнительницу главной роли Софи
Марсо. Освидетельствовали. Вменяема. Врач, ошарашенный кинонравами, удалился с
площадки. Софи осталась, но стала общаться с режиссером исключительно через
ассистентов. На первый взгляд, не поладили женщины. Так бывает. Но пресса не
удержалась от соблазна в очередной раз проехаться по поводу "дурного
характера" Марсо. Бельмон тоже не смолчала: "Бедняжка, она слишком
рано пришла в кино, ее нервы уже ни к черту не годятся". Вот тут-то Софи и
взорвалась: "Иметь характер - это вовсе не означает "иметь дурной
характер". А случившееся объяснила так: "Трактовка моей роли мадам
Бельмон (режиссером ее Софи упорно не называла) - бездарна. Пускай моя героиня
- танцовщица и любовница короля. Но женщина, влюбившая в себя великих Мольера и
Расина, не примитивная вертихвостка, а личность незаурядная".
Звездам простительно быть взбалмошными,
легкомысленными, даже глуповатыми. А вот умными - только в случае, если они
некрасивы. Ну, а уж если не дал Бог "интеллектуальной" внешности, с
умничаньем придется подождать. До старости. В этом смысле Марсо не повезло. К
тому же нетерпеливая! Не дождалась первых седин…
Она рано стала самостоятельной.
Однажды в их школе появился нагловатый парень, бесцеремонно разглядывающий
учениц третьего класса (по-нашему - седьмого). По школе разнеслось: это
ассистент режиссера Клода Пиното, открывшего когда-то саму Аджани. Все девчонки
мигом стали прихорашиваться. Только одна, темненькая, с челкой на лбу, не
обращала на эту суету внимания. И это ассистенту понравилось. "Такой
пофигизм - то, что нам надо", - сказал он режиссеру. - "Это не
пофигизм, коллега, - поправил его тот. - Это самодостаточность". С первой же
пробы Софи утвердили. После "Бума-1" (в 81-м году) ее назвали мечтой
французских подростков. А через пару лет, когда на экраны вышел
"Бум-2", - "будущим французского кино". За что и дали
"Сезара", чего до нее детям не давали.
Вместо школьных учителей ее начали
экзаменовать журналисты: "Кто вам нравится из знаменитостей?" -
"Мольер". - "???" - "Потому что он высмеивает
французскую буржуазность. Я восхищаюсь его смелостью". - "Вы мечтали
стать актрисой?" - "Нет, я мечтала о свободе…" Тогда это всех
умилило. Пять баллов. Восходящая звездочка явно неглупа. И с характером. Они не
ошиблись. В 16 лет Софи его продемонстрировала. Руководство киностудии
"Гомон", с которой у Марсо был заключен многолетний контракт, решило
приструнить подопечную. Девочка зарвалась! Забыв об обязательствах, собралась
сниматься на стороне. У режиссера, с которым, по слухам, у нее роман… Но не
успели они до конца произнести свою тираду, как Софи, послав "Гомон"
вместе со всеми проектами к черту, заявила, что разрывает контракт. Это в планы
студии не входило. Обычно с актерами "Гомон" расставался сам.
Пришлось строптивицу наказать. Выставить неустойку в один миллион франков.
"Я была безумно напугана, что меня схватит полиция и посадит в тюрьму.
Таких денег у меня тогда не было, - вспоминает Марсо. Но я встретила человека,
единственного в мире, кто меня понимал. Я могла упустить свой шанс".
Шальная любовь
Софи влюбилась. И ничего бы страшного, если
б в ровесника - какого-нибудь актера или, на худой конец, рок-музыканта. Тогда
бы вся Франция переживала love story новоявленных Ромео и Джульетты. Но
мужчиной, за любовь к которому взрослые предъявили 16-летней девочке такой
нешуточный счет, оказался поляк-эмигрант, годящийся по возрасту ей в отцы, -
кинорежиссер Анджей Жулавский. Что же он увидел в Софи? Безоглядную страстность
будущей героини своего фильма "Шальная любовь" (вольная версия
"Идиота" Достоевского)? Или же благодатный материал, из которого
можно вылепить все что угодно? При первой же встрече он ей сказал: "К чему
тебе кино, которому нужна только твоя мордашка?" Софи такие слова
обнадежили. Позже она признавалась: "Он помог мне стать самой собой. Я
всегда была серьезной и основательной. Но до встречи с Анджеем очень стеснялась
этого, ведь у молодежи в моде иные ценности". Вечерами после съемок
Жулавский открывал юной актрисе неизвестную для нее русскую литературу. Они
вместе читали Достоевского и Толстого… Правда, работа над образом закончилась
по-французски пикантно - Софи с вещами перебралась к Жулавскому.
Можно ли удержать женщину, которая
моложе мужчины на четверть века?" - этим вопросом задавалось пол-Франции.
Жулавский оказался психологом: не обязательно в жизни испытывать то, чему можно
найти выход на съемочной площадке. Его фильмы "Голубая нота" и
"Мои ночи прекраснее ваших дней" стали для Софи своеобразной
психотерапией. В них она пережила и муки неразделенной любви, и роковую
пагубность страсти. Она настолько вживалась в каждую роль, что зрители не
различали грань, отделяющую реальную Софи от ее персонажей. А потому
отказывались верить, что такая женщина вне экрана способна жить обычной тихой и
размеренной жизнью! Что ночным безумствам своих героинь она предпочитает
крепкий сон. Экстравагантным нарядам - джинсы и спортивные майки, высоким
каблукам - хождение босиком. И главное - похоже, совсем не собирается изменять
своему немолодому возлюбленному. Даже скандалы, не раз разворачивающиеся на
съемках, к амурным похождениям отношения не имели. Попадая на съемочную площадку,
Марсо в первую очередь интересовалась, в чем сверхзадача ее роли. На что обычно
режиссеры отвечали: "Твою сверхзадачу при монтаже склеим". После чего
они, естественно, начинали ругаться. Других поводов для обсуждения своей
персоны Марсо публике не давала. Пока на нее не обратил внимания Голливуд. В
лице голубоглазого красавца Мэла Гибсона, пригласившего ее в свой фильм
"Отважное сердце".
"Увидев ее, я был очарован. Она
необычная, вся такая… Трепещущая. В нее с первого взгляда влюбляется даже
кинокамера. Софи может завоевать Голливуд, хотя для него она слишком
хороша", - говорит Мэл Гибсон. Софи в свою очередь признавалась:
"Природа его мужского обаяния - в простоте и юморе. Но он удивительно
тонко во всем разбирается и предельно интеллигентен". В этих словах пресса
усмотрела рождение большого чувства. Развязка наступила неожиданно - съемки
закончились, и стало известно, что Софи ждет ребенка. Кто отец? Гибсон?
Жулавский? Журналистам больше нравилась версия с Мэлом. Но увы… На
кинофестивале в Канне в 1995 году Софи появилась в ярко-красном обтягивающем
платье рядом с Анджеем. Свой огромный живот она несла с гордостью. Вместо
ожидаемого всеми разрыва они узаконили свои отношения. Родившегося тем же летом
сына супруги назвали Венсаном.
Выбор Софи
На съемках "Анны Карениной" в
Санкт-Петербурге Марсо наконец изменила своему правилу ложиться рано спать.
Убаюкав сына, она проводила почти всю ночь в соседней комнате. А утром в Париж
по факсу уходили густо исписанные страницы. Вскоре ее соотечественники узнали о
Марсо правду. Узнали из первых рук. В Париже вышла ее автобиографическая книга
"Лгунья". "Это же примитивный любовный роман! Она ударилась в
воспоминания о своих юношеских похождениях! Кому это сейчас интересно?" -
оживились ее критики. "Глупости! - защищалась Софи. - Меня никогда не
волновало прошлое как таковое! Но оно дает возможность проанализировать
настоящее". Но Марсо уже никто не слышал. Слов, ради которых, возможно,
писался этот роман: "Только Анджей сумел сделать меня счастливой", -
не заметил никто. После этого попыток демонстрировать широкой публике
многогранность своей натуры Марсо старалась не делать. А когда делала, то
выходило как-то неудачно. Не так давно она произнесла речь в защиту животных -
выступила против отстрела лесных голубей. Но любители охоты закидали ее яйцами…
Приглашение выставить в одной из модных парижских галерей свои картины Софи
отклонила сама: "Не хочу, чтобы меня упрекали в спекуляции своей актерской
популярностью".
"Что бы я ни делала в своей
личной жизни или общественной, желающих меня осудить предостаточно". Своим
переездом к мужу в Варшаву она снова дала пищу недоброжелателям: "Это
ужасно! Она опустилась и растолстела, стала забывать французский, сама ходит по
магазинам и в малогабаритной квартире Жулавского (60 кв. м, но в центре города)
сутками драит ванну с унитазом". Но ей наплевать на это. Софи знает, что
зрителям она все равно нравится. Последние три года французы называли ее самой
желанной женщиной. Приятно. "Но для личного счастья главное - муж и ребенок.
Кино, деньги, карьера - все это приходящее".
Елена Михайлова
Семь дней (20 апреля 1998 года)